Н.Чернышов. История развития службы судебных приставов


История развития службы судебных приставов

Никита Чернышов

14 лет, г. Киров

Введение

Развитие службы судебных приставов Российской Федерации в современных условиях является одной из главных задач, напрямую влияющей на ход и темпы проведения в нашей стране судебной реформы, совершенствование законодательства, развитие российской экономики. Именно на службу судебных приставов возложена задача по исполнению судебных актов и актов других органов в Российской федерации.

Принудительное исполнение представляет собой установленный законодательством об исполнительном производстве порядок реализации актов юрисдикционных органов и иных органов Российской федерации, с применением к нему мер государственно-властного принуждения.
Проведем экскурс в историю становления института судебных приставов в России, дадим анализ становления данного правового института, а так же перспективы развития службы судебных приставов.

1. История института судебных приставов на Руси

Один из ранних источников права Древней Руси - «Русская правда» - за совершенное преступление, так называемую "обиду", предусматривал различные виды наказаний: «поток и разграбление», назначаемые за убийство в разбое, поджог и конокрадство; одинарная (40 гривен) или двойная (80 гривен) вира - штраф за убийство; "продажа" - штраф за остальные виды преступлений (1, 3, 12 гривен), причем указание на штрафы содержали свыше 90% санкций. То есть экономические меры воздействия уже в то время имели приоритетное значение. Исполнение наказаний осуществлялось княжеской дружиной.

Уже в XVI веке согласно Псковской судной грамоте исполняли решения князя и его окружения Подвойские приставы и княжеские слуги. Интересно описание действий пристава, имевшего право совместно с истцом беспрепятственно приходить в чужое владение, искать и изымать имущество должника, а также осуществлять розыск вора, арест должника и вора, а при воспрепятствовании действиям пристава со стороны вора, должника либо его родственников последний имел право принять меры физического воздействия вплоть до лишения жизни.

12 декабря 1717 года Указом Петра I № 3255 была образована Юстиц-коллегия. В Юстиц-коллегию вошел Урядный приказ, который осуществлял исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц Российского государства.

В 1864 году Указом Императора Александра II был принят Устав, в котором впервые подробно освещались правила исполнительного производства. В частности, Устав возлагал обязанности по исполнению судебных решений на судебных приставов, состоящих при окружных судах; решения мировых судебных установлений приводились в исполнение приставами, состоящими при мировых съездах; решения земских начальников и городских судей в пределах земских участков приводились в исполнений полицией.

На судебных приставов возлагались обязанности по розыску должника, его имущества, по наложению ареста, поиску преступников и их доставке: для дальнейшего разбирательства в уполномоченных на то органах.

Таким образом, судебные приставы были наделены функциями принудительного исполнения государственного волеизъявления для зашиты истца и его интересов, как в гражданских, так и в уголовных правоотношениях.

Судебные приставы состояли на государственной службе и имели классные чины. При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности - печать судебного пристава, а позднее — именные сведения. Кандидатов на должность судебного пристава, как правило, подбирали из числа канцелярских служителей различных ведомств. Кроме того, судебный пристав приносил присягу.

Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года фактически институт судебных приставов был упразднен. Порядок в местных судах и других судебных органах обеспечивался сначала Красной гвардией, а затем местной милицией, они же исполняли судебные приговоры. Решения по гражданским делам и денежным взысканиям исполнялись судебными исполнителями судов.

Деятельность по исполнению судебных решений регулировалась различными нормативными актами, в которые периодически вносились изменения, в том числе:

Конвенция по вопросам гражданского процесса;
Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 08.12.61;
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.64;
Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" от 08.07.81;
Инструкция об исполнительном производстве, утвержденная приказом Минюста СССР от 15.11.85;
Инструкция Минюста СССР от 23.04.87 № К-8-207 и прочие инструкции Министерства юстиции;
Постановление Пленумов Верховного суда СССР и т. д.

Достаточный ведомственный контроль за судебными исполнителями из-за загруженности судей не осуществлялся. Большое количество исполнительных документов по решениям судов, невозможность осуществления розыска должников и их имущества, отсутствие должной профессиональной квалификации, опасность и сложность принудительного исполнения судебных решений, а также актов иных органов привели, по существу, к формальному выполнению должностных обязанностей судебными исполнителями.

С новой сменой политического режима в 90-х годах, развитием предпринимательской деятельности, изменением форм владения, пользования и распоряжения обострились изложенные выше негативные обстоятельства и возникли новые.

Тенденция роста преступности, касающаяся совершения тяжких и особо тяжких преступлений организованными группами, устойчивыми вооруженными группами (бандами) или преступными сообществами способствовали возникновению проблем рассмотрения подобной категории уголовных дел в суде, обеспечения безопасности судей, участников процесса и свидетелей.

Усугубили названные события множественные изменения показаний на стадии судебного разбирательства или отказ от них вообще либо неявка в суд. Сюда также необходимо отнести и не исполнение принудительных приводов, не возмещение ущерба, не обнаружение конфискованного имущества, не взыскание штрафов и другие неисполненные юридические требования судебными исполнителями.

Для разрешения перечисленных выше фактов возникла настоятельная необходимость разработки эффективной системы обеспечения безопасности участников судебного процесса, свидетелей, выполнения распоряжений председателя суда, исполнения решений суда, предупреждения и пресечения совершения преступлений в сфере правосудия, доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности и т. д.

Логическим итогом разрешения пробелов в праве и в государственном урегулировании, явилось создание противовеса судебным органам путем введения института судебных приставов в системе исполнительной власти, т.к. в случае вынесения неправосудного решения, разъяснение о его исполнении невозможно получить объективным.

Поэтому 6 ноября 1997 года вступили в законную силу Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Данные законодательные акты являются серьезным шагом на пути проведения правовой реформы в России и соответствуют международно-правовым документам и Конституции Российской Федерации. Они отражают важнейшие принципы защиты судом прав человека и борьбы с преступностью, обосновывают точное и быстрое исполнение судебных решений, предусматривают охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, обеспечивает государством доступ потерпевшего к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

2. Развитие органов принудительного исполнения на современном этапе

Принятие в 1997 году двух новых федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» явилось значительным шагом вперед в развитии принудительного исполнения актов судебных органов. Данные Федеральные законы - важнейшая часть реформы исполнительного производства, поскольку государство впервые посчитало возможным и необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения исполнительных документов, именно судебных актов.

Этими законами решены следующие основные вопросы исполнительного производства:
1) Сама система судебных исполнителей была преобразована в качественно новую структуру - службу судебных приставов Министерства юстиции Российской федерации, а судебные приставы наделены более широкими полномочиями по принудительному исполнению актов.

Исполнительное производство - это вполне самостоятельная отрасль права и поэтому нормы, содержащие основные положения и принципы данной отрасли, должны быть в отдельном и специальном нормативно-правовом акте - федеральном законе. В соответствии с конституционным принципом разделения властей принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов является функцией не судебной, а исполнительной власти, следовательно, служба принудительного исполнения отделена от самих судов и судопроизводства и передана федеральному органу исполнительной власти.

2) Законодательно было обеспечено равенство защиты всех форм собственности в сфере исполнительного производства. Государственная форма собственности в этом значении не имеет никакого преимущества перед другими формами собственности.

3) Созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава судебных приставов и развития их профессиональной подготовки. Усилена  ответственность должников  за  неисполнение  и   или ненадлежащее исполнение судебных актов и актов иных органов, а также граждан,   должностных  лиц   и   организаций   за   неподчинение   законным требованиям   судебных   приставов   и   нарушение   законодательства   об исполнительном производстве.

4) Обеспечен   действенный   внутриведомственный,   судебный   и прокурорский   контроль   и   надзор  за  действиями   судебного   пристава-исполнителя.

Несмотря на все достижения, которые имели место с принятием Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», оставалось еще много вопросов, касающихся этапов дальнейшего развития Службы. Это создание, становление и укрепление единой службы судебных приставов в масштабах Российской Федерации, совершенствование её структуры, повышение профессионального уровня всех работников и совершенствование нормативно-правовой базы принудительного исполнения.

Данные проблемы нашли свое решение в Указах Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N314 "О системе и структуре федеральных: органов исполнительной власти", от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", от 13.10.2004 N1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов.

Новая система принудительного исполнения судебных актов приобрела практически все основные организационные элементы, оптимальное наполнение которых соответствующим кадровым составом и материально-техническим содержанием позволит службе судебных приставов развиваться и должным образом исполнять свои функциональные обязанности.

Орган принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов - Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП) приобрела:

1. самостоятельную, жестко определенную законом организованную
структуру;
2. централизованную систему управления;
3. установленные законом формы контроля каждым вышестоящим звеном Службы за организацией работы подчиненных ему подразделений;
4. возможность   проводить   самостоятельную,   профессионально ориентированную политику.

Список использованной литературы
1. Судебные приставы. Законодательство Российской Федерации. Сборник
нормативных актов и документов под общей редакцией Зам. Министра
юстиции - главного судебного пристава РФ Мельников А.Т. Издательство ПРИОР. М:2000
2. Ведомости службы судебных приставов Кировской области 2004г № 4
3. Система КонсультантПлюс.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 02:22 / 29 февраля 2012 12:21

Версия для печати